Капоэйра - самое таинственное и загадочное боевое искусство
Что же такое капоэйра? Давайте спросим самое мудрое творение современной науки, которое знает ответы практически на все впоросы - интернет.
Итак, Капуэ́йра, капоэ́йра (порт. Capoeira, /ka.puˈej.ɾɐ/) — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов.
Это все верно. Все что написано выше - все правда. Но если обратиться к более близким источникам, которые знакомы с капоэйрой в той или иной стпени. Вот что, наверное, они нам скажут :
Капоэйра - это культура! Это настоящая, отдельно взятая культура, со своими обычаями, своими танцами, музыкой, песнями и многим многим другим. Это отдельный мир, который объединяет людей, которые в той или иной степени связаны с капоэйрой.
Многие люди, которые попадали, случайным образом (например, ошиблись кабинетом) к нам в зал, часто видели такую картину : около 15 человек стоят вместе, в кругу , поют какие то странные для русского уха песни, играют на каких то странного вида и звучания инструментов да и еще и смотрят на двух человек которые выходят в круг и начинают вытворять нечто, подобное африканским ритуальным танцам. Многим это может сразу напомнить рассказы про какие нибудь секты)

И в некотором смысле - это правда) Но об этом, чуть позже.
Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры, подобно боевого искусства. В их основе лежат как реальные факты, так и красивые романтические истории. Более либо менее достоверные сведения о капоэйре, относятся к началу XVII века. Именно со сего времени начинают появляться первые письменные источники, содержащие упоминания о капоэйре… А история капоэйры имеет более глубокие корни.
В 1500 году португальцы, во главе с первопроходцем Педро Алварешом Кабралом (Pedro Alvarez Cabral), прибыли в Бразилию. Одной из первых их целей было порабощение местного населения, бразильских индейцев, чтоб получить дешевую рабочую силу. Ведь попытка превратить дикарей в рабов была обречена на неудачу. Индейцы быстро умирали в плену иль убегали в непроходимую сельву. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. Здесь португальцы начали привозить рабов из Африки - свежую и более покорную рабочую силу. Тут они работали на табачных и сахарных плантациях, где спрос на холопский увраж был велик. На другом конце Атлантического океана ловили свободных мужчин и женщин, грузили их в грязные корабли рабовладельцев и отправляли в кошмарную дорогу, которая для большинства обозначала неминуемую неволю.
В 1624-1654 годах Голландцы оккупировали часть северо-восточных районов Южной Америки. Рабы попытались вернуть себе потерянную свободу: подчас голландцы атаковали португальскую колонию, нападая на города и плантации вдоль северо-восточного побережья, концентрируя атаку на Ресифэ и Салвадоре. С каждой голландской атакой охрана плантаций и городов слабела. Воспользовавшись этим, рабы убегали и прятались в лесах. А, в отличие от индейцев, для которых это была родная сторона, неграм приходилось учиться выживать. Беглые рабы образовывали примерно называемые «киломбуш» (quilombos) иль «свободные поселения». Это были поселения со своей внутренней социальной и экономической структурой. В них капоэйра формировалась и развивалась, обогащаясь различными знаниями и техникой.
Киломбуш сыграли важную роль в развитии капоэйры. Существовало, ровно минимум, десять главных киломбуш. Quilombos dos Palmares, находящееся на границе штата Alagoas, успешно оборонялось 67 лет, отбив атаки почти всех военных экспедиций. Из-за постоянной угрозы капоэйра стала боевым искусством жителей quilombos. Капоэйра того времени была слабо развитым боевым искусством, и, может быть, таким бы и осталась, коли бы не вышла за границы quilombos.

Это считается основной теорией происхождения капоэйры. Эта теория говорит о том, что капоэйра зародилась как боевое искусство, которое маскировалось под танец, которые рабы скрывали от своих хозяев.
Другая теория гласит: племя Mucupe с восточной Анголы имело энный инициирующий ритуал (efundela), иногда девушки официально становились женщинами. По этому случаю молодые воины организовывали “N’golo”, что означает «Танец зебр», т.е. сражение-танец воинов. В этом танце молодые воины вступали в обрядный спарринг друг с другом. Подобно предполагается в этой теории, танец в сочетании с некоторыми другими, в том числе и боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры. Теория была представлена Camarа Cascudo (”Folclore do Brasil”, 1967), а год спустя Waldeloir Rego (”Capoeira Angola”, Editora Itapoan, Salvador, 1968) в своей книге упомянул, что к этой «странной теории» мы должны относиться осторожно, сегодня она не станет в конце концов доказана (чего, впрочем, не произошло и навряд ли уже произойдет). Буде N’Golo поистине существовал, это был сам из множества танцев, которые повлияли на создание ранней капоэйра.
Но как видите есть, во всем этом тексте есть 1 очень важное слово - теория. Нет точных доказательств ни той ни другой теории. И до сих пор, точного определения происхождения капоэйры так и не установлено.
Давайте вернемся к современной капоэйре, такой, какой она формировалась в течении прошлого столетия.


Ту, которую капоэйру мы видим сейчас можно разделить на 3 основных вида:
1) Стиль Режионал, придуманный местрэ Бимбой
2) Стиль Ангола, придуманный местрэ Паштиньей
3) Стиль Контепаранья
Мэстре Бимба и Местре Паштинья являются самыми главными историческими фигурами в капоэйре, которые положили начало двум стилям, которые сейчас являются основными в современной капоэйре.
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду). Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Придуманные им «8 последовательностей Бимбы» или же просто «последовательности» по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режионал и некоторые другие направления современной капоэйры. Бимба разработал методики преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Капоэйра до Бимбы и после него — это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.
Вот и сам мэстре Бимба


Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Паштинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки). Если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер
Вот и сам мэстре Паштинья

Стиль "Контепаранья" или "Контепоранея" вобрал в себя все самое лучшее из этих двух школ. Сейчас стараются не разделять капоэйру на Анголу и Режионал. Так и появился стиль Контепаранья.
Название «Контемпоранья» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба, ни с Местре Паштинья.
Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре
Теперь давайте поговорим о самом сердце капоэйры - батерия. Батерия - это оркестр.
Музыка в капоэйре играет огромнейшую роль. На сегодняшний день капоэйра немыслима без ритмов, песен, музыкальных инструментов. Благодаря ей рода (roda) начинает дышать энергией. Каждый стоящий в кругу и играющий внутри круга участвует в пульсации этой энергии, каждый вносит свою частичку с помощью пения и хлопков для создания Ашэ (Axe) — положительной энергии.
Музыка обуславливает характер игры капоэйристов. Она помогает им, вдохновляет их. Игрок под воздействием создаваемой с помощью музыки энергии порой делает то, что не мог делать ранее, находит более интересные тактические решения.
Важно понимать, что каждый стоящий в кругу с помощью музыки поддерживает играющих в центре. Все игроки внимательно слушают солирующего, который запевает ту или иную песню, все дружно подпевают ему.
Батерия состоит из :
1) Беримбау
2) Атабак
3) Пандейро
4) Реко-реко
5) Агого
Всех этих инструментов в роде может быть и не по одному экземпляру.
Если вдруг забыл сказать - рода, это круг в котором происходит игра капоэйристов.
Продолжим)
1) Беримбау - с ним вы можете ознакомиться в моей прошлой статье http://dreamworlds.ru/music/38440-berimbau-misticheskoe-nasledie-afriki.html
2) Атабак - Atabaque - это инструмент африканских шаманов. Ритмы Atabaque схожи с африканскими, и с этим инструментом связывают древнюю магию - кандомбле. Завезен в Бразилию португальцами во время колонизации; Большой деревянный барабан с мембраной из натуральной кожи играет важную и ответственную роль в поддержании основного ритма и имеет огромное значение для музыки капоэйры, являясь своего рода "пульсом" оркестра. Однако все равно этот пульс не должен заглушать основной стук сердца роды - ритмы беримбау.

3) Пандейро - Pandeiro - очень похож на традиционный бубен со встроенными колокольчиками и кожаной мембраной, используемый многими народностями, в том числе и африканской. Ритм пандейро дополняет звучание атабака. Традиционно в роде используются два пандейру, находящиеся рядом друг с другом.
4) Агого - Agogo - два спаренных железных колокольчика разной длины ,на которых играют деревянной палочкой поочередно на каждый из колокольчиков.

5) Реко -реко - Reco-reco - иногда используется в игре, придавая интересный колорит "оркестру". Представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность - "трещотку", по которой проводят палочкой, извлекая "треск".

Хор в роде Капоэйры является одним из базовых компонентов. Фактически, именно хор представляет из себя основную смысловую составляющую музыки Капоэйра, отвечая на запевы ведущего роду музыканта. Согласно музыкальным традициям, берущим свои корни в африканской народной музыке, основной формой музыки Капоэйра является модель «запев-ответ», по которой и проходит практически всё музыкальное действие.
Давайте теперь поговорим немного о самой капоэйре. Что бы немного дать Вам представление о капоэйре, я предлагаю Вашему вниманию пару интересных роликов:
Это уличная встреча капоэйристов в Бразилии. Одно из моих самых любимых видеороликов. Вот еще один:
А следующий ролик сделан на батизаде одной из школ капоэйры.
Капоэйра изначально идет как боевое искусство .Многие считают, что это только красивый танец и ничего более. Вот есть один интересный ролик, немного жесткий, но очень хорошо показывающий характер поведения бразильцев в роде
Я постарался коротко рассказать Вам об капоэйре, но про нее можно рассказывать очень и очень много. поэтому пока я остановлюсь.
Что же такое капоэйра? Давайте спросим самое мудрое творение современной науки, которое знает ответы практически на все впоросы - интернет.
Итак, Капуэ́йра, капоэ́йра (порт. Capoeira, /ka.puˈej.ɾɐ/) — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов.
Это все верно. Все что написано выше - все правда. Но если обратиться к более близким источникам, которые знакомы с капоэйрой в той или иной стпени. Вот что, наверное, они нам скажут :
Капоэйра - это культура! Это настоящая, отдельно взятая культура, со своими обычаями, своими танцами, музыкой, песнями и многим многим другим. Это отдельный мир, который объединяет людей, которые в той или иной степени связаны с капоэйрой.
Многие люди, которые попадали, случайным образом (например, ошиблись кабинетом) к нам в зал, часто видели такую картину : около 15 человек стоят вместе, в кругу , поют какие то странные для русского уха песни, играют на каких то странного вида и звучания инструментов да и еще и смотрят на двух человек которые выходят в круг и начинают вытворять нечто, подобное африканским ритуальным танцам. Многим это может сразу напомнить рассказы про какие нибудь секты)

И в некотором смысле - это правда) Но об этом, чуть позже.
Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры, подобно боевого искусства. В их основе лежат как реальные факты, так и красивые романтические истории. Более либо менее достоверные сведения о капоэйре, относятся к началу XVII века. Именно со сего времени начинают появляться первые письменные источники, содержащие упоминания о капоэйре… А история капоэйры имеет более глубокие корни.
В 1500 году португальцы, во главе с первопроходцем Педро Алварешом Кабралом (Pedro Alvarez Cabral), прибыли в Бразилию. Одной из первых их целей было порабощение местного населения, бразильских индейцев, чтоб получить дешевую рабочую силу. Ведь попытка превратить дикарей в рабов была обречена на неудачу. Индейцы быстро умирали в плену иль убегали в непроходимую сельву. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. Здесь португальцы начали привозить рабов из Африки - свежую и более покорную рабочую силу. Тут они работали на табачных и сахарных плантациях, где спрос на холопский увраж был велик. На другом конце Атлантического океана ловили свободных мужчин и женщин, грузили их в грязные корабли рабовладельцев и отправляли в кошмарную дорогу, которая для большинства обозначала неминуемую неволю.
В 1624-1654 годах Голландцы оккупировали часть северо-восточных районов Южной Америки. Рабы попытались вернуть себе потерянную свободу: подчас голландцы атаковали португальскую колонию, нападая на города и плантации вдоль северо-восточного побережья, концентрируя атаку на Ресифэ и Салвадоре. С каждой голландской атакой охрана плантаций и городов слабела. Воспользовавшись этим, рабы убегали и прятались в лесах. А, в отличие от индейцев, для которых это была родная сторона, неграм приходилось учиться выживать. Беглые рабы образовывали примерно называемые «киломбуш» (quilombos) иль «свободные поселения». Это были поселения со своей внутренней социальной и экономической структурой. В них капоэйра формировалась и развивалась, обогащаясь различными знаниями и техникой.
Киломбуш сыграли важную роль в развитии капоэйры. Существовало, ровно минимум, десять главных киломбуш. Quilombos dos Palmares, находящееся на границе штата Alagoas, успешно оборонялось 67 лет, отбив атаки почти всех военных экспедиций. Из-за постоянной угрозы капоэйра стала боевым искусством жителей quilombos. Капоэйра того времени была слабо развитым боевым искусством, и, может быть, таким бы и осталась, коли бы не вышла за границы quilombos.

Это считается основной теорией происхождения капоэйры. Эта теория говорит о том, что капоэйра зародилась как боевое искусство, которое маскировалось под танец, которые рабы скрывали от своих хозяев.
Другая теория гласит: племя Mucupe с восточной Анголы имело энный инициирующий ритуал (efundela), иногда девушки официально становились женщинами. По этому случаю молодые воины организовывали “N’golo”, что означает «Танец зебр», т.е. сражение-танец воинов. В этом танце молодые воины вступали в обрядный спарринг друг с другом. Подобно предполагается в этой теории, танец в сочетании с некоторыми другими, в том числе и боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры. Теория была представлена Camarа Cascudo (”Folclore do Brasil”, 1967), а год спустя Waldeloir Rego (”Capoeira Angola”, Editora Itapoan, Salvador, 1968) в своей книге упомянул, что к этой «странной теории» мы должны относиться осторожно, сегодня она не станет в конце концов доказана (чего, впрочем, не произошло и навряд ли уже произойдет). Буде N’Golo поистине существовал, это был сам из множества танцев, которые повлияли на создание ранней капоэйра.
Но как видите есть, во всем этом тексте есть 1 очень важное слово - теория. Нет точных доказательств ни той ни другой теории. И до сих пор, точного определения происхождения капоэйры так и не установлено.
Давайте вернемся к современной капоэйре, такой, какой она формировалась в течении прошлого столетия.


Ту, которую капоэйру мы видим сейчас можно разделить на 3 основных вида:
1) Стиль Режионал, придуманный местрэ Бимбой
2) Стиль Ангола, придуманный местрэ Паштиньей
3) Стиль Контепаранья
Мэстре Бимба и Местре Паштинья являются самыми главными историческими фигурами в капоэйре, которые положили начало двум стилям, которые сейчас являются основными в современной капоэйре.
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду). Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Придуманные им «8 последовательностей Бимбы» или же просто «последовательности» по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режионал и некоторые другие направления современной капоэйры. Бимба разработал методики преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Капоэйра до Бимбы и после него — это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.
Вот и сам мэстре Бимба


Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Паштинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки). Если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер
Вот и сам мэстре Паштинья

Стиль "Контепаранья" или "Контепоранея" вобрал в себя все самое лучшее из этих двух школ. Сейчас стараются не разделять капоэйру на Анголу и Режионал. Так и появился стиль Контепаранья.
Название «Контемпоранья» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба, ни с Местре Паштинья.
Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре
Теперь давайте поговорим о самом сердце капоэйры - батерия. Батерия - это оркестр.
Музыка в капоэйре играет огромнейшую роль. На сегодняшний день капоэйра немыслима без ритмов, песен, музыкальных инструментов. Благодаря ей рода (roda) начинает дышать энергией. Каждый стоящий в кругу и играющий внутри круга участвует в пульсации этой энергии, каждый вносит свою частичку с помощью пения и хлопков для создания Ашэ (Axe) — положительной энергии.
Музыка обуславливает характер игры капоэйристов. Она помогает им, вдохновляет их. Игрок под воздействием создаваемой с помощью музыки энергии порой делает то, что не мог делать ранее, находит более интересные тактические решения.
Важно понимать, что каждый стоящий в кругу с помощью музыки поддерживает играющих в центре. Все игроки внимательно слушают солирующего, который запевает ту или иную песню, все дружно подпевают ему.
Батерия состоит из :
1) Беримбау
2) Атабак
3) Пандейро
4) Реко-реко
5) Агого
Всех этих инструментов в роде может быть и не по одному экземпляру.
Если вдруг забыл сказать - рода, это круг в котором происходит игра капоэйристов.
Продолжим)
1) Беримбау - с ним вы можете ознакомиться в моей прошлой статье http://dreamworlds.ru/music/38440-berimbau-misticheskoe-nasledie-afriki.html
2) Атабак - Atabaque - это инструмент африканских шаманов. Ритмы Atabaque схожи с африканскими, и с этим инструментом связывают древнюю магию - кандомбле. Завезен в Бразилию португальцами во время колонизации; Большой деревянный барабан с мембраной из натуральной кожи играет важную и ответственную роль в поддержании основного ритма и имеет огромное значение для музыки капоэйры, являясь своего рода "пульсом" оркестра. Однако все равно этот пульс не должен заглушать основной стук сердца роды - ритмы беримбау.

3) Пандейро - Pandeiro - очень похож на традиционный бубен со встроенными колокольчиками и кожаной мембраной, используемый многими народностями, в том числе и африканской. Ритм пандейро дополняет звучание атабака. Традиционно в роде используются два пандейру, находящиеся рядом друг с другом.
4) Агого - Agogo - два спаренных железных колокольчика разной длины ,на которых играют деревянной палочкой поочередно на каждый из колокольчиков.

5) Реко -реко - Reco-reco - иногда используется в игре, придавая интересный колорит "оркестру". Представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность - "трещотку", по которой проводят палочкой, извлекая "треск".

Хор в роде Капоэйры является одним из базовых компонентов. Фактически, именно хор представляет из себя основную смысловую составляющую музыки Капоэйра, отвечая на запевы ведущего роду музыканта. Согласно музыкальным традициям, берущим свои корни в африканской народной музыке, основной формой музыки Капоэйра является модель «запев-ответ», по которой и проходит практически всё музыкальное действие.
Давайте теперь поговорим немного о самой капоэйре. Что бы немного дать Вам представление о капоэйре, я предлагаю Вашему вниманию пару интересных роликов:
Это уличная встреча капоэйристов в Бразилии. Одно из моих самых любимых видеороликов. Вот еще один:
А следующий ролик сделан на батизаде одной из школ капоэйры.
Капоэйра изначально идет как боевое искусство .Многие считают, что это только красивый танец и ничего более. Вот есть один интересный ролик, немного жесткий, но очень хорошо показывающий характер поведения бразильцев в роде
Я постарался коротко рассказать Вам об капоэйре, но про нее можно рассказывать очень и очень много. поэтому пока я остановлюсь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий